Ads Top

Мы летим на Марс



SpaceX пытается сделать жизнь человека мультипланетной

Друзья, не так давно мы перевели отличный цикл колонок Тима Урбана о планах Илона Маска построить на Марсе цивилизацию. Урбан настолько просто, доступно и интересно объясняет что к чему, что мы решили повторить его тексты, пишет Новое время с ссылкой на Wait But Why

Разберемся шаг за шагом.

Зачем делать жизнь человека мультипланетной?

Причин две:

1. Это весело и захватывающе.

2. Не очень правильно собирать все яйца в одну корзину. Сейчас мы на Земле и если здесь случится что-то ужасное, природное или техногенное, нам всем конец. Это как хранить все ценные цифровые фотографии на одном диске. Если у вас уже возникали сложности, то вы достаточно умны, чтобы сделать копию. Та же идея используется здесь. Илон называет это "страхование жизни вида".

Почему именно Марс?

Венера – это кошмар с температурой, при которой плавится свинец, невероятным давлением и невыносимыми ветрами.

На Луне слишком мало природных ресурсов. 28-дневный день, нет атмосферы, защищающей от солнца днем и согревающей ночью, так что и день, и ночь одинаково смертельны. То же с Меркурием.

Юпитер, Сатурн просто огромные газовые шары, притворяющиеся планетами. Конечно, у них есть несколько спутников, возможно пригодных для жизни, но они гораздо дальше и холоднее, чем Марс, так что с чего вдруг они должны нас заинтересовать.

У нас остается Марс. Марс переживает не лучшие времена. Если бы Марс был каким-то местом на Земле, то туда никто не захотел бы ехать. Но по сравнению с остальными вариантами, он – просто мечта. Холодный, но не очень. Там достаточно темно, но не намного темнее, чем на Земле. Он далек, но не особенно. День там длится почти столько же, сколько у нас, что хорошо и поможет в выращивании земных растений. Притяжение там не очень сильное и не очень слабое (где-то треть земного). Есть тонна (замороженной) воды и достаточное количество CO2, что критично важно для первых попыток там жить и потенциально полезно для процесса "терраформирования" планеты в место, пригодное для людей. Учитывая все это, нам очень повезло, что у нас есть такой вариант как Марс – в большинстве солнечных систем такого может не быть.

Почему мы говорим про один миллион жителей?

Илон считает, что это – приблизительное количество людей, необходимое, чтобы сделать цивилизацию на Марсе самодостаточной. Самодостаточность по Маску – это условия, в которых "даже если корабли с Земли больше никогда не будут прибывать, колония не исчезнет. Для этого требуется огромная промышленная основа, создать которую будет гораздо сложнее, чем на Земле".

Другими словами, если вашему второму жесткому диску нужен первый для продолжения работы, то у вашего фотоальбома на самом деле нет резервной копии. Вся идея в том, чтобы второй винчестер спас ситуацию, если первый будет окончательно сломан.

Земной жесткий диск может накрыться по множеству причин – в нас попадет астероид, нас убьет искусственный интеллект, нас убьет Трамп, Исламское Государство создаст биологическое оружие, и тому подобное – Илон считает, что земные корабли могут перестать прилетать и по менее драматичным причинам. Возможно, просто потому что земная цивилизация больше не сможет их присылать. В общем, лучше этого не дожидаться.

Отлично, и как доставить миллион человек на Марс?

В каком-то смысле, это просто. Если наступит момент, когда появится миллион человек, которые одновременно хотят на Марс и могут себе позволить полететь туда – миллион человек окажется на Марсе. К сожалению, первых сейчас невероятно мало, а вторых вообще не существует.

Маск считает, что когда людей, способных позволить себе такое путешествие, будет достаточно много, появятся и желающие. Если Марс станет доступным и безопасным, и у человека будет возможность вернуться, то многие захотят полететь.

Сложность как раз в деньгах.

Последний раз, когда Конгресс считал вместе с НАСА, стоимость отправки команды из пяти человек на Марс составляла $50 млрд. По $10 млрд за каждого. Маск полагает, что для того, чтобы найти достаточно людей, способных оплатить такой полет, нужно снизить стоимость до $500 тысяч с человека. 1/20,000 от теперешней цены. Это как смотреть на всю индустрию автомобилестроения и сказать: "Сейчас новая Хонда стоит около $20 тысяч, но чтобы индустрия стала жизнеспособной, стоимость одной машины нужно снизить до одного доллара".

Представьте, что самолеты работают так: взлетают, летят к месту назначения, но не приземляются, пассажиры спускаются на землю на парашютах, а самолет врезается в океан и взрывается. У каждого самолета был бы только один полет, а для следующего приходилось бы строить новый. Билет на самолет стоил бы $1.5 млн.

Космические путешествия сейчас настолько дороги в основном, потому что ракеты приземляются, врезаясь в океан или сгорая в атмосфере.

Когда Маск запустил SpaceX, он собирался решить эту проблему. Это трудная задача, учитывая, что раньше этого никто не делал – в том числе США или Россия, потратившие на такие попытки миллиарды. Но SpaceX годами решала проблему и, в конце концов, в 2015 году справилась.

Чтобы полететь на ракете, которая уже летала, нужно заплатить только за топливо (керосин или жидкий кислород) и обслуживание. Это снижает стоимость космических путешествий в сто, а то и тысячу раз.

Теперь нужно урезать еще 19/20 стоимости. Частично это удастся, когда компания сможет посадить на корабль 100 человек, а не 5. Остальное можно решить несколькими простыми изобретениями: заправка на орбите (снизит стоимость еще где-то в 5-10 раз) и производство топлива на Марсе, чтобы не приходилось везти с собой топливо на обратную дорогу (еще одно уменьшение в 5-10 раз).

Внезапно, цена может опуститься не только до $500 тыс. за билет, но и ниже (Илон считает, что она может достичь $100 тыс. с человека). Возможно, вы не заметили, но изобретения SpaceX могут провести революцию в космических путешествиях, открыв двери, о которых мы и не мечтали. И когда эта революция продвинется достаточно далеко, SpaceX действительно, на самом деле, сможет отправить на Марс миллион человек. Так что мы летим на Марс.

Комментариев нет:

Технологии Blogger.